KARMANA Четверг, 25.04.2024, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

САРМЫШСАЙ – МУЗЕЙ НА ЧЕРНЫХ СКАЛАХ

 

Уникальную галерею наскальных рисунков оставили нам в наследство художники древности – первые горняки первобытнообщинного строя. В 40 километрах севернее города Кармана в благодатном ущелье в горах Каратау находится своеобразный музей под открытым небом, первобытная картинная галерея – Сармишсай.

Сармышсай – один из крупнейших и малоизученных памятников наскального искусства в Узбекистане. Своеобразную галерею создают более 10000 отдельных изображений, многие из которых собраны в композиции и сцены. Петроглифы высечены на скалах, что обступили Сармишсай по берегам на протяжении двух километров вдоль русла.

Петроглифы Сармишсая широко известны специалистам по первобытному искусству всего мира. Впервые этот памятник был обнаружен археологом Х.Мухаммедовым в 1958 году, а первым исследователем был Н.Ташкенбаев. Объемный научный материал принадлежит и ученому А.Кабирову, проведшему на Сармишсае несколько полевых экспедиций. В результате было описано более трех тысяч наскальных изображений людей, животных и различных, очевидно, мифических и тотемных символов. Большинство петроглифов относится к бронзовому веку. Встречаются и мотивы, датируемые энеолитом и неолитом. Значительное количество рисунков создано в сако-скифский период. Каждое тысячилетие оставляло нам свои памятные знаки.

Еще одним из известных ученых-археологов, научным интересом которого стал Сармишсай, является М.Хужаназаров. Им обнаружено и описано 66 ранее неизвестных памятников наскального искусства.       

Собрание иероглифов ущелья Сармыш представляет собой уникальный архив, своего рода большой сборник подлинных документов, которые содержат запечатленными в выбитых на скалах изображениях очень многие и разнообразные сведения, касающиеся жизни, истории, культуры наших давних предков, населявших Призарафшанье в разные периоды, начиная с глубокой древности. Причем, многие из этих сведений ни в каких других источниках пока не содержатся.

Надо отметить, что на скалах есть изображение вселенной в том виде, в котором ее представляли народы Евразии три тысячи лет назад. Одно такое же изображение находится в Швеции, а другое – в Сибири. Изображение вселенной в Сармыше, в отличие от других, включает гораздо больше отдельных петроглифов, оно гораздо подробнее.

В ущелье Сармыш собраны такие петроглифы, которым нет аналогий нигде. Удивительно, но здесь имеются такие сюжеты и композиции, которые в точности наглядно демонстрируют обряды скифов и массагетов, описанные в знаменитой книге «отца истории» Геродота. Наскальные изображения Сармыша отличаются изысканной тщательностью, особой декоративностью и выразительностью. Это же можно сказать и о петроглифах ущелья Сармыш.

О Сармыше и его петроглифах знают ученые Узбекистана в Самарканде и Ташкенте, в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске, в Казахстане, в Польше и на Украине.

Петроглифы Сармыша довольно подробно рассказывают нам о том, какая была природа в самом этом ущелье и в его окрестностях, как она изменялась на протяжении пяти- семи тысяч лет до наших дней. Как отмечают архивные данные, судьба их на протяжении веков связана с освоением, использованием и заселением этого ущелья людьми.

Первобытные охотники должным образом оценили это ущелье с ручьем, здесь легче всего удавалось подкараулить и добыть дикого быка, оленя, горного козла или барана-муфлона. Сюда на водопой каждый день в одно и то же время приходили эти животные. Наличие воды и удачная охота сделала это ущелье особо почитаемым еще в глубокой древности. Сами люди поселяются рядом, ниже по ручью, там, где скалистая глубокая теснина ущелья переходит в более широкую долину с пологими краями. Тут словно нарочно природа приготовила людям летнее и зимнее жилье – вместительный открытый к южной стороне скальный грот-навес в виде глубокого айвана-веранды и в несколько буквально шагах теплую пещеру. В верхней скалистой части ущелья устроены были святилища и жертвенные места. В связи с ними и появились, на наш взгляд, петроглифы.

Прошли тысячелетия. За это время сменились в этой части света многие тысячи людей. В результате их хозяйственной деятельности изменился окружающий ландшафт, разведение на протяжении многих веков мелкого рогатого скота привело к исчезновению горных естественных лесов. Перевелись дикие быки-туры, благородные олени, лани, медведи. Уменьшилось количество горных речек, ручьев, родников. Местность приобрела засушливо-полупустынный характер. Почти все дикие животные, водившиеся на Сармишсае, попали на каменные «страницы» уникальной «Красной книги» - собрания наскальных изображений в ущелье Сармыш.

Многие наскальные изображения и композиции делают Сармишсай объектом мирового значения.

Ныне в связи с приобретением независимости ученые Узбекистана, в том числе всего мира стремились к изучению Сармишсая.

9-10 октября 2004 г. в г. Навоий состоялась Международная научная конференция на тему «Новые переходы к изучению, сохранению и рациональному управлению природным и культурным наследием Сармишсая», а 11-16 октября прошел полевой семинар в урочище Сармишсая. Эти мероприятия были организованы Международным институтом Центральноазиатских исследований (МИЦАИ) при ЮНЕСКО (Самарканд) совместно с Навоийским горно-металлургическим комбинатом (НГМК) и группой по изучению наскального искусства «Сармиш» Института археологии АН РУз. Они проводились при финансовой поддержке ЮНЕСКО, НГМК, хокимията Навоийской области и моральной поддержке хокимията Навбахорского района.

В работе конференции приняли участие специалисты: археологи, петроглифисты, биологи, экологи, геологи, ученые-эксперты по развитию экотуризма – из 10 стран (Азербайджан, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Норвегия, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Япония), а также научные и общественные деятели Республики Узбекистан, работники учреждений культуры, высших и средних учебных заведений г. Навоий.

Научная часть конференции открылась презентацией интереснейшего, богатейшего по сюжетам, стилю и хронологической протяженности петроглифического комплекса Центральной Азии Сармишсай. В ходе конференции был заслушан 21 доклад участников о результате исследований на памятниках наскального искусства Сибири, Алтая, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Пакистана, Норвегии. Кроме того, были представлены сообщения о реставрационно - консервационных работах и мероприятиях стран Центральной Азии по проблемам сохранения памятников историко-культурного наследия и о развитии долгосрочного проекта ЮНЕСКО «Петроглифы Центральной Азии».

Важным аспектом конференции явилась дискуссия по вопросам сохранения культурного материального наследия. Особая озабоченность была высказана в связи с интенсивным разрушением памятников наскального искусства под воздействием современных техногенных, антропогенных и других разрушительных факторов. Отмечена необходимость усиления координации деятельности региональных и международных ассоциаций, научно-исследовательских центров в изучении и сохранении петроглифов.

Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024