Меню сайта

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Поиск

    Календарь

    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Архив записей

    ОБРАЗ КРАЯ РОДНОГО

    Мечеть Косим-Шейх представляет собою целостный историка архитектурный ансамбль. Собственно мечеть сложена в классик близком к квадратному, плане. Материал постройки - жженый квадратный плиточный и обычный кирпич, на ганчевом растворе. Три стороны мечети -северная, западная и южная оформлены как фасадные. В середине каждого фасада выделены входные сводчатые арки  порталами, которые подчеркнуты глубоким боковыми сводчатыми навесами-«лоджиями». Южная сторона выглядит наиболее парадно. Особенно внушителен главный портал, почти вдвое превышающий само здание. На пилонах портала выложены по три как бы поставленных друг на друга стрельчатые ниши. А поверху вместо тимпана идут образующие цельную декоративную аркаду сводчатые, сквозные проемы. Особую выразительность и солидность всему ансамблю в целом придает венчающая главное здание конструкция в виде большого купола на башне.

    Легко можно себе представить, как в древности еще из далека, задолго как завиднеются стены Кармана, взор человеческий искал и находил, словно «перст указующий», надежный ориентир. Он хорошо был виден, этот маяк - башня с куполом мечети Касим-Шейх - самой высокой постройки в этой части долины Зарафшана. Караванщики, едущие и шествующие, уверенно держали по нему путь в нужную им сторону.

     В комплекс памятника входит еще композиция из трех открытых  дворов и нескольких небольших помещений. С юга к мечети примыкает, просторный, вымощенный камнем двор, вмешавший до двух тысяч  молящихся. С восточной и западной сторон главный двор огражден рядами одноэтажной застройки помещениями для имама мечети, для  ритуальных омовений, для служки, «дарсхона»-«аудиторий» бывшей до 1920 года примечети школы. С юга двор замыкали купольные жилые кельи - худжры для дервишей - странствующих богомольцев пилигримов.  В связи с этим мечеть называют также «хонака»-молельня со странноприимным убежищем.

    С главного двора, через крытые проходы - «дарвозахона», с небольшими порталами, можно пройти в меньшие замкнутые  дворики.

     В восточном находился внушительный склеп, имевши мраморную облицовку,  украшенную  художественной резбой  Здесь согласно устной традиции, место упокоения самого «патрона» мечети Косим-Шейх   и   его   родственников.   В   западном  дворике помещена пышная усыпальница  одного из бухарских эмиров, мангыта  Абдулахад- Хана, с искусной резьбой по серому «газгану».

    Три разных лица с умыслом сотворили древние зодчие этому памятнику. Одно скромное, будничное, постоянно смотрит из Кармана.

    Мечеть тут всем и так давно знакома, Второе - тоже без затей, повернуто тем, кто спешит мимо, по дороге. Этим некогда особенно «риглядыватьсл. Они в пути. Зато третье - привлекает всякого издалека. Оно ладное, праздничное, словно ожидающее чего-то. И вроде бы не случайно, именно этой, самой видной эффектной, можно сказать, показательной стороной, лучшим лицом своим, древняя мечегь Косим-Щейх обращена сегодня к выросшему за сказочно короткий срок в степи новому, прекрасному индустриалъному самому молодому областному ценгру- городу Навои.

    Это нам кажется, глубоко знаменательным и символичным: новое растет и утверждается, как бы присталъно вглядываясь в прошлое. Новое и старое вовсе не противоречат, а органически взаимно дополняют, обогащагот и оживляют друг друга. Мы видим естественное разрешение известной проблемы совместимости древности с современностью, над которой усиленно думают специалисты в наши дни. Написав эту фразу, мы невольно подивились мысли о том, что древние зодчие действительно умели- таки сопрягать «грядущее с прошлым». Тысячи сохранившихся памятников старины убедительно доказывают, то это так и было.

    Взять хотя бы местоположение этой же самой мечети. Оживленное и очень выгодное, неподалеку от въезда в город. Рядом, на Касаба - арыке (тоже древнем) неумолчно шумела четырьмя парами  жжерновов большая - водяная мельница. Возле нее всегда было много людей, привозивших зерно для помола на арбах или верхом на лошадях и ослах. Мимо по мосту в город или уже из него вышагивали нескончаемые вереницы  верблюдов. Это двигались «транзитные» караваны в умы - в Тамды, Учкудук, Канимех. Или уже оттуда.

    Четвертая, восточная сторона мечети интересна, впрочем, как и Другие стороны, глубокими, сводчатыми айванвми. Именно эти айваны - ниши очень крупных размеров - главная достопримечателъностъ памятника. Эта сторона долгое время была от обозрения глухими стенами замкнутого дворика, болышую которого занимал огромный склеп святого, именем которого и весь этот комплекс.

    По нашим данным, прежде мечеть Косим-Шейх выглядела подругому

              Более нарядно и красочно. По обнаруженным нами на барабане куполе незначителъным участком, не закрытым ганчевой прошлых ремонтов, можно судить о богатой красочной     кашинной   (из   поливных   глазурованных   изравцов)   художеств декоративной отделке, первоначально покрывавшей эти части здания  По барабану   шли   набранные   из   цветной   ковровой   мозаики   красц зпиграфические пояса - надписи и тексты в стилизованной арабской  графики. Между этими поясами на темно-синем фоне были майоликовье панно из орнаментов - «гирихов»- сочетаний геометрических фигур  в  виде   звезд  и  переплетений   из   растений   и   цветов.   Композиции комбинации    изразцов    синею,    белого,    зеленого,    голубого   тон отличались   изяществом   и   красотой.   Купол   вверху   сиял   сплошно" голубой, цвета хорошсй бирюзы, майоликой, соперничая с небесами

    Когда нам, мальчишкам, доводилось заглянуть в мечеть мь пробегали по горячему, нагретому солнцем двору, и замирали перед большим порталом. Задрав головы, подолгу смотрели ввсрх, сквозь аркипроемы на купол, на его башню носитель. И тогда нам, начитавшимся романов «С земли на луну » Жюля Верна и «Аэлита» А.Толстого казалось особенно ясно, если в небе проплывали облака, что никаная это вовсе не мечеть, а необыкно- венный межпланетный корабль, готовый отправиться к нсведомым мирам.

    Потом мы взбирились на крышу здания и через небольшое оконце с западной стороны проникали в самый «корабль». Перехватывало дух от высоты. Открывался ввд далеко вокруг. Весною, после прилета аистов, здесь мы нередко слушали, как виртуозно, словно кастаньетами, трещали они своими клювами. Огромное гнездо украшало еще купол мечетн совсем недавно. Но.увы...

    Аисты, как оказалось, любят только доброе отношение людей.. История оставила свою отметину на Косим-Шейхе. В марте огневого 1922  года,  когда  гарнизон  Кармана держал оборону  против армни Муллы-Абдукаххара и Арифова, на помощь осажденным, на станию° прибыл  полк.   И   почти  с   ходу  с  брони  платформы  из орудня по  осаждавшим город было произведено два выстрела. Первым же снарядом была слегка задета одна арочек на портале, эту отметину еще  видно . Очень важно, чтобы теперь при реставращш мечети след тех событ был сохранен.                                                     

    Косим-Шейх меньше всего похож на памятник «святому»-воспринимаешь как памягаик таланту, мудрости и труду древних зоД4 строителей, имен которых мы, к сожалению, не знаем Именно о ни-нам и повествует: что они избежали шаблона, копнрования, извсстного - а ведь перед нами культовое сооружение. Что с самыч  простых средств  и  форм  показали,  как  велики зодчсского искусства.

    Теперь  этот  незаурядный  историко-архитектурный  памятник

    н и снова служит, как к прежде, верующим. Словно символ, своеобразная визитная карточка древнего образа его края, стоит Косим-Шейх. И без него нельзя представкгь древний Кармана.