Меню сайта

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Поиск

    Календарь

    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Архив записей

    БЛАГОСЛОВЕННАЯ ДОЛИНА

     

    История  культуры  нашего   края,   хозяйства.   духовной жизни. Искусства - есть история взаимоотношений человека и природы. У нас в  Призарафшанье это видно особенно хорошо по многочисленным памятникам разных эпох, включая и современные.

    Долина Зарафшана - один из районов древнейшего расселения человека в Евразии и вообще на Земле. Это точно установлено наукой. Средняя часть долины, в том числе местность, которую теперь занимают  Навоийскин и Навбахорский районы,  а также крупный индустриальный центр Узбекистана - молодой город Навои, была в силу благоприятный условии избрана человеком для обитания, по крайней мере, 100 тысяч лет назад Богатые месторождения кремня, кварцита и других пород камня, необходимого  для изготовления орудий труда и инструментов, водные источники (главный   из  которых  -  река  Зарафшан),   и достаточное калечество пригодной для нужд людей древесины имели решающее значение  в выборе этого места для жизнедеятельности.

    Важно было и то, что в предгорьях по обеим сторонам долины было много удобных для жилья пещерных навесов - гротов, скальных расшилин. Долины, горы и степи изобиловали разнообразной охотничьей дичью.

    Долина Зарафшана по своему географическому местоположению и многим, благоприятным для человека природным факторам с самых давних времен служила своеобразным коридором или мостом, фактически соединявшим разные, порою далекие одна от других страны и части материка. По долине издавна передвигались разные племена и народы. Здесь скрещивались главные магистрали континента, по которым шел великий обмен достижений человечества - секретами окультуривания и одомашнивания диких растений и животных. Благодаря этому здесь, в окружении великих пустынь, возникла древнейшая на земле цивилизация.

    Именно поэтому жители Призарафшанья уже в древнее время овладели искусством орошаемого земледелия и совершенными навыками животноводства. Именно поэтому в среднеазиатском междуречье довольно рано возникли и успешно развивались многие ремесла и искусства.

    Первоначально люди осваивали небольшие долины горных ручьев  и Речушек. Там возникали и самые ранние поселения. Зарафшан, в древнейший период полноводный, постоянно меняющий свое русло, пугал людей. У них не хватало сил обуздать своенравную реку. Кроме того лестные заросли, приречные джунгли были полны опасными хищниками.  В них водились леопарды и тигры. Только позже появляются пасиления  в самой долине Зарафшана.

    Жители Призарафшанья - согдийцы расчищали участки под посев, сади и виноградники. Они сооружали на реке вододелители, вели канале  создавали сложную разветвленную систему орошения. Теперь уже в самой долине основывались согдийские городки, крупные Поселения.

     Города, возникшие в долине Зарафшана, причисляются к самым старейшим  в мире. Среди таких значатся Бухара и Самарканд.

    Местные    люди    научились    строить    остроумные подземные устройства   кяризы    (водоводы   -   ловушки),   с   помощью   которых  собираются подземные воды и выводятся на поверхность.

    Еще  в  языческой  древности были  выработаны удивительные будто   на   зависть   нашему   времени,   традиции   и   нормы  поведения  человека,   его   ответственного   отношения   к  окружающему  миру к основным ценностям жизни, которые обеспечивали гармонию общества и природы. На протяжении тысячелетий поддерживалось относите экологическое    равновесие,    экономное    использование    природных  ресурсов.

    Однако исторически длительная, интенсивная деятельность людей  привела постепенно к изменению природы края. Развитие орошаемого земледелия, расширение занимаемых для этого площадей и увеличенные ирригационной сети, а также усиленное разведение мелкого рогатого скота вызвали обмеление Зарафшана и его притоков, сведение горных  н  приречных лесов. В Призарафшанье это произошло еще раньше, чем, скажем, в Греции и других районах Присредиземноморья. По вене  человека климат стал более засушливым. Изменился ландшафт, внешней   вид долины и прилегающих к ней гор и предгорий.

    В античное время долина имела «культурный», обжитой вид была полностью освоена, хорошо возделана и заселена людьми. С глубокой древности через долину Зарафшана проходили важнейшим торговые пути, связывающие север материка с югом и запад с востоком. Особую известность в истории приобрел так называемый Великие  Шелковый путь, который соединял Европу через Ближний Восток с Китаем. На этом пути происходил взаимообмен, диалог различных  культур, рас, языков, вероучений. И не случайно именно тут возникло  одно из древнейших государств Азии - Согдийское царство.

    Издревле оседлый земледельческий мир Призарафшанья в течение многих веков контролировал с кочевым миром скотоводов окружающих  степей. Отношения между ними были не всегда враждебными но и мирными, соседскими, торговыми, взаимоотношениями.

     Еще с «дометаллической эпохи» в наших местах складивальсия   горнопромышленный узел.

    КАРМАНА и ХАРКАНА - городки двух соседних землевладений в первые упоминаются в письменных источниках Ш века (у историка Табари)  Оба этих городка на протяжении многих веков играли значительную роль в развитии хозяйства, ремесла, торговли, материальной и духовной жизни населения средней части Зарафшанской долены.

    В период феодальных междоусобиц, нашествий и войн Кармана  переживал  то годы упадка и запустения, то годы развития и подъема. В ХII веке он был до основания разрушен хорезм - шахом Иль-Арсланом. Харкана и другие города в долине с тех пор престали существовать, а Кармана смог возродиться. В Х у веке он снова стал крупным  городом, а в ХУ1 - центром значительного султаната, главным городом всей средней части Зарафшана долины, начиная от Иштыхана. В пределы султаната входила наиболее обжитая, хорошо орошаемая часть долины - так называемый Мианкаль - общий остров между раздвоением Зарафшана.

    При последней династии эмиров Бухары Кармана был центром вилоята - наследственного владения династии. Кое-кго из старожилов еще помнит, наверное, рассказы о том, как в самом конце прошлого века почти начисто вымерло население города и его окрестностей от свирепствовавшей тогда в самой Бухаре и в других местах эмирата эпидемий холеры.

    Новый облик, новое развитие получили в наше время древний Кармана, ставший заметным в республике районным центром, и ничем не примечательное маленькое селение Калканата, сохранившее, правда, измененной форме название древнего города Харкана.

    И в Кармана, и в недавно возникшем рядом синим индустриальном Навоий, и в новом районном центре не так давно созданного на Правобережье Зарафшана Навбахорского района, строящемся вблизи Калканаты, - повсюду протекает современная интенсивная деятельность людей, основанная в той или иной степени  на использовании ресурсов природе.

    В результате многовекового взаимодействия человека и природы в  долине Зарафшана,  преобразился её облик, разрослись старые города и поселения,   возникли   новые   современные   промышленные   центры. Изменился  жизненный уклад людей, они стал грамотными, вырос их культурный уровень.  Высокой степени развития,  достигло сельское хозяйство, энергетика, промышленность, современные виды, транспорта и связи .

    Вместе с тем к концу XX столетия обнаружились и последствия этого взаимодействия. Из-за высочайшей концентрации  сельского хозяйства и промышленной деятельности, а также большое  плотности населения ощущается быстро растущий дефицит води и  новых, свободных площадей земли для производства продовольствия. Истощение водных ресурсов, химическое загрязнение и засоление почив обезлесение, опустынивание и другие проблемы окружающие среде  достигли сегодня небывалой остроты в регионе. Решение неотложных задач по нормализации экологической обстановки связано с принятием комплекса мер на общегосударственном уровне и созначительньм  повышением экологического образования и культуры населения.

    В ближних и дальних окрестностях города Навоий много разнообразных памятников и достопримечательностей истории культуры. Одновременно они являются свидетельствами истории взаимоотношения человека и природы, истории отношения людей к окружающей среде, использования ими естественных ресурсов в нашем крае, и с этой точки зрения приобретают для нас дополнительно новое значение, таким образом, все больше возрастая в своем масштабе, в исторической ценности.

    Упомянем хотя бы некоторые.

    В пределах Кызылкумов находятся сотни первобытных стоянок каменного века, остатки печей древних металлургов. Широко известен комплекс Рабати-Малик XI века с уникальным подземным хранилищем воды - сардобой. Гордостью наших мест является кармаиинский мавзолей Мирсаид Бахром Х-Х1 веков, самые маленький из построек этого типа, сохранившихся на территории республики. Это памятник эпохи Абу Али Ибн Сины (Авиценны Х современник всемирно известному мавзолею Исмаила Саманида в Бухаре. Очень интересны остатки «Великой стены Бухары» («Кампир-девари») около с. Хазора, опоясывавшей до X века весь Бухарский оазис. Большую ценность  представляет древнее городище - Шахрибарбар с кремневыми разработками и мастерскими в Навбахорском районе и Сангбур – с мастерскими по гончарному делу и выделке мельничных жерновов.

    Особо следует отметить ценность таких памятников истории  культуры, как собрание древних наскальных изображений – петроглиф в ущелье Сармыш. Объявленный ныне историко-природным он по праву является музеем под открытым небом.

    Исключительно ценный памятник древнейшей мыленной деятельности населения Призарафшанья -комплекс кремневой индустрии. Здесь учеными исследованы десятки шахт, карьеры по добыче кремня с мастерскими для его обработки. Комплекс   этот  действовал   с  древнекаменного   века.   Отметим,   что значение Сармыша и Учтутского комплекса выходит далеко за пределы наше  республики и всей Средней Азии.

    Мечеть Косим-Шейх представляет собою целостный историка архитектурный ансамбль. Собственно мечеть сложена в классик близком к квадратному, плане. Материал постройки - жженый квадратный плиточный и обычный кирпич, на ганчевом растворе. Три стороны мечети -северная, западная и южная оформлены как фасадные. В середине каждого фасада выделены входные сводчатые арки  порталами, которые подчеркнуты глубоким боковыми сводчатыми навесами-«лоджиями». Южная сторона выглядит наиболее парадно. Особенно внушителен главный портал, почти вдвое превышающий само здание. На пилонах портала выложены по три как бы поставленных друг на друга стрельчатые ниши. А поверху вместо тимпана идут образующие цельную декоративную аркаду сводчатые, сквозные проемы. Особую выразительность и солидность всему ансамблю в целом придает венчающая главное здание конструкция в виде большого купола на башне.

    Легко можно себе представить, как в древности еще из далека, задолго как завиднеются стены Кармана, взор человеческий искал и находил, словно «перст указующий», надежный ориентир. Он хорошо был виден, этот маяк - башня с куполом мечети Касим-Шейх - самой высокой постройки в этой части долины Зарафшана. Караванщики, едущие и шествующие, уверенно держали по нему путь в нужную им сторону.

     В комплекс памятника входит еще композиция из трех открытых  дворов и нескольких небольших помещений. С юга к мечети примыкает, просторный, вымощенный камнем двор, вмешавший до двух тысяч  молящихся. С восточной и западной сторон главный двор огражден рядами одноэтажной застройки помещениями для имама мечети, для  ритуальных омовений, для служки, «дарсхона»-«аудиторий» бывшей до 1920 года примечети школы. С юга двор замыкали купольные жилые кельи - худжры для дервишей - странствующих богомольцев пилигримов.  В связи с этим мечеть называют также «хонака»-молельня со странноприимным убежищем.